Когда смех не приносит радость

Мы верим в то, что каждый ребенок имеет в себе доброе, созидающее начало, что он искренен и чуткий. И это, несомненно, так. При этом если взять группу детей (во дворе, в детском саду или школе), несложно заметить, что есть ребята, над которыми другие дети все время смеются, обижают их и дразнят. Дети, которых называют «аутсайдерами» или «изгоями».

Почему так происходит?

Однозначного ответа здесь нет. Отчасти влияет сама группа как структура, которая имеет определенные роли (в том числе роль лидера, роль аутсайдера).

На поведение ребят влияют отношения в семье, личностные качества и потребности самого ребенка. Обычно в роли обидчика оказываются более сильные, активные дети, желающие находиться в центре внимания, объединяющие вокруг себя других детей. А в роли отвергаемых – неуверенные, тревожные дети, имеющие затруднения в общении, очень высоко или наоборот, очень низко оценивающие себя; дети с необычной внешностью, импульсивные, гиперактивные ребята, а также дети с физическими отклонениями в развитии.

Оказаться в отвергаемой роли не пожелает никто: ни ребенок, ни подросток. Но все же, такое случается. И если Вам кажется, что Ваш ребенок в подобном положении, не стоит оставлять его с этой проблемой один на один. Ему как никогда важна Ваша поддержка и принятие. Хорошо, если ребенок может поделиться с родителями своими переживаниями и вместе обсудить способы поведения с ребятами, одноклассниками.

Что может сделать сам ребенок, когда его дразнят, смеются над ним, разыгрывают не только первого апреля, но и все остальные дни?

Есть несколько способов:

- Проигнорировать. Как вариант, не отзываться на прозвище, подождать, пока не назовут по имени. К примеру, сказать: « Разве ты меня звал? Меня Петя зовут»;
- Сказать в ответ отговорку – своего рода защита от словесных нападений. Например: «Кто обзывается, сам так и называется», «У кого четыре глаза, видит лучше водолаза».
- Нестандартно отреагировать. Например: в ответ на обращение: «Рыжий, рыжий!», сказать «Да, это ты очень тонко подметил».
- Объясниться, сказать: «Мне неприятно это слышать».
- Ответить обидчику также, занять его позицию – бывает полезно, когда больше ничего не помогает.

Надо понимать, что ситуации бывают разными. И одно дело - сиюминутный розыгрыш, в котором оказывался каждый из нас. Совсем другое, когда ребенка дразнят, разыгрывают, потому что не принимают в группу, отвергают его. В этом случае, чтобы понять причины, повысить статус ребенка в группе, эффективнее обратиться вместе с ребенком к психологу.
Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив