Особенности развития памяти детей

Дошкольный период — особый и неповторимый этап в развитии личности ребенка. У детей в такой период интенсивно развивается память. Они начинают задавать множество вопросов, рассматривать картинки и вспоминать, и, видя незнакомый предмет, начинают рассуждать. Очень часто взрослые, наблюдая, как легко ребенок схватывает новые информации, торопятся с прогнозами и строят планы на будущее. Но через какое-то время их надежды не оправдаются. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, сказки, загадки, считалки, а также мультфильмы, объясняется буйным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все красивое, красочное, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно.

К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания — это главнейшее достижение дошкольного возраста. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда малыш сам ставит цель. Например, видит и запоминает. Желание ребенка запомнить надо каждый раз поощрять, вед этим у него развивается как память, так и познавательные способности: внимание, мышление, восприятие, представление и воображение.

С появлением произвольной памяти развивается и культурная память — наиболее плодотворная форма запоминания. Начало такого развития обусловлено особенностями запоминаемого материала: красочностью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. В дальнейшем ребенок будет способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Ребенку надо помогать запоминать, и при этом учить контролировать правильность запоминания - это одно из важных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

По психологическим экспериментам дошкольник младшего возраста (3—4 года) запоминает произвольно очень мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. С уверенностью можно сказать, что дети этого возраста еще не способны использовать для запоминания разные вспомогательные средства. А подсказки, картинки, вопросы только мешают ребенку запоминать.

В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) ребенок начинает запоминать значительно лучше. Из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4,55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, например, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов. Вероятно, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив