Как правильно хвалить ребенка

Прежде чем рассказать, как правильно хвалить ребенка, стоит подчеркнуть, что похвала для маленьких человечков крайне необходимо! В первую очередь родители, социальные педагоги или воспитатели, которые занимаются воспитанием и обучением малышей, должны знать и помнить, что хвалить необходимо с позитивным настроем и чувством успеха. Для них самой основной целью должно являться создание таких благоприятных условий, которые будут вызывать у детей ощущение радости преодоления. Но, что очень важно, каждый воспитатель должен понять, за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, возможно, что из результатов смастеренного (спетая песня, рисунок, лепка и т. д.) могли бы дать повод к положительной оценке личности крохи.

Некоторые психологи советуют: "Если вы не знаете, за что похвалить чадо, выдумайте это! Важное, что здесь должно быть передано малышу, это непритворная вера в его потенциал. Ведь подобная техника, прежде всего, основана на вере в возможности роста личности.

Советы взрослым – КАК НЕ СЛЕДУЕТ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА:
1. Ни в коем случае не хвалите ребенка слишком часто, без причины и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевенькому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от взрослых. Наблюдая за детищами, за их родителями, вы сами сможете заметить и другие вредности непродуманной похвалы.

2. Очень вредно, когда хвалят чадо за то, что ему дается без труда и что ему дано самой природой. Похвала за наличие способности у ребенка, по сравнению с похвалой за труд и за усилие, не дает эффективного результата, поскольку она не так необходима ребенку для его развития. Особенно она вредна при ее повторении. Повторение похвалы без нужды действует как наркотик: малыш привыкает к ней, и каждый раз будет ждать ее. Он проникается чувством своего превосходства над остальными, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм целиком замкнет его на себе, он полностью уйдет в ожидание восторга и похвал. А их прекращение и вовсе может вызвать хронический дискомфорт, из которого рождаются мелочная обидчивость, зависть, ревность к успеху посторонних людей, подозрительность и иные угнетающие признаки эгоцентризма.

3. Также весьма вредно хвалить того, кому что-либо дается без затруднений, ставя его в пример тем, кому то же самое дается тяжело, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противополагают друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, а точнее - игнорирование, замалчивание его, серьезно травмирует психику ребенка. Это снижает побуждение к делу. А противоположение не может вызвать желания "брать пример" с того, кого незаслуженно хвалят. Наоборот, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противоположение культивирует вредоносную конкуренцию, которая стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противоположением можно вызвать негативизм, несогласие на те виды деятельности, которые не гарантируют успеха.

4. Что еще немаловажно - хвалить конкретное действие дитяти, то, что он сделал, чего достиг, а не его персону в целом. В противном случае можно сформировать у него чересчур большое самомнение и субъективно завышенную самооценку. Если в будущем ребенок столкнется с тем, что другие люди ценят его особо не возвышенно, как он сам о себе думает, то это может привести к неврозу.

Вообще, безмерная похвала взрослых воспитывает в ребенке истеричные черты характера в виде безмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.

По мнениям психологов, оценка малышом своей личности складывается из двух причин: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших же похвал, заключает о себе.

Помните: для того, чтобы похвалить ребенка за его поступок, нужно учитывать его возраст. Ученые-психологи, бесспорно, правы в том, что оценка складывается из двух вышеперечисленных обстоятельств. Но, чтобы ребенок смог на основании похвалы родителей самостоятельно оценить себя, или чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!", он должен, хотя бы на опыте когда-нибудь столкнуться с позитивной оценкой своей особы. Дошкольное детство - время, когда положительные оценки персоны в целом педагогически оправданны.

Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив