Заикание у детей

Заикание - это нарушение ритма, темпа, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание чаще всего появляется у детей в возрасте от двух до пяти лет. При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные паузы или повторения отдельных звуков и слогов.

Для своевременного лечения советуем не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг неожиданно отказывается говорить. Спустя время (может длиться от двух часов до суток) малыш снова начинает говорить, но уже, заикаясь;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.


Причиной появления заикания является обессиливание центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть инфекционные заболевания, испуг или длительная психическая невротизация, когда к ребенку относятся грубо и несправедливо. К заиканию может привести также неожиданные перемены обстановки в семье, режимы в худшую сторону. Поэтому для заикающихся детей и детей группы риска требуются персональный подход, тихая обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Часто встречаются случаи, когда заикания возникают у детей с рано развившейся речью, чьи родители читают им чересчур много стихов, сказок, а потом заставляют говорить напоказ.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей, поздно начавших говорить (к трем годам), и с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неуклюжи, дурно себя обслуживают, сонно жуют, у них мало развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя обнаружить неспокойные признаки и вовремя обратиться к таким специалистам, как логопед, психолог, психоневролог.

Нельзя читать детям много книг, которые не подходят их возрасту, очень часто и длительное время смотреть телевизионные передачи, которые изматывают ребенка, а также вредно читать им на ночь страшные сказки, поскольку это может вызвать у ребенка чувство затяжного страха.

Не перегружайте ребенка большим количеством впечатлений (чтение, кино, просмотр телепередач и тому подобное) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований верного воспитания в это время может без труда привести к появлению заикания.
Нельзя пугать ребенка, подвергать наказанию, оставляя одного в комнате, тем более плохо освещенном. В виде наказания можно, допустим, заставить его смирно посидеть на стуле, не давать играть в любимую игру и т.п.

Необходимо помнить, что если заикающийся ребенок зачислится в детский сад или школу, нужно установить отношение с родителями, обнаружить причины заикания и попытаться их устранить, проявить к такому ребенку самое большее внимание, не концентрировать внимание ребенка на его недостатке и присматривать, чтобы его не дразнили другие дети. Говорить с таким ребенком надо внятно, мягко, медленно, но только не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда в равной степени прямолинейным и строгим к ребенку. Надо постараться сблизить заикающегося ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо высказывающими детьми, чтобы, копируя их, он учился говорить выразительно и мягко. Нельзя вовлекать таких детей в игры, которые оживляют и требуют от участников собственных речевых выступлений. Но ко всему этому, участие в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов, идут им только в пользу.

Важно помнить, что заикающихся детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который неплохо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но с трудом, запинаясь, преподаватель должен помочь ему выговорить слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Чтобы не подчеркивать недостаток таких детей, на празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми. Это внушает им уверенность в свои силы. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, способствующие развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив