Алалия

Алалией называется такое заболевание, когда у ребенка при неплохом физическом слухе полностью или частично отсутствует речь. Это обусловлено тем, что у малыша поражена речевая область в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития или он просто недоразвит. Дети, которые болеют алалией, нуждаются в долговременных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.

В будущем, когда ребенок начинает владеть речью, у него обнаруживаются определенные затруднения: с трудом строят фразу, медлительное и ошибочное накопление словарного запаса. В предложениях встречаются сокращения, перестановки, многообразные замены одного звука другим. Порой у таких малюток бывает своя речь, которую другие не понимают.

Но со временем такие ошибки можно исправить, если всегда ходить на соответствующие занятия. В результате чего увеличивается словарный запас, в какой то степени улучшается речь, но все же дитя продолжает отставать в речевом развитии от своих ровесников.

Различают две самые главные формы алалии:
- моторная форма алалии (недоразвитие активной речи);
- сенсорная форма алалии (недоразвитие понимания речи).

Для детей дошкольного возраста[/i], страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения. Это детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедические группы, стационары и санатории. В каждом из учреждений проводится скоординированная работа медико-педагогического коллектива, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.

[i]Для детей с алалией школьного возраста[/i] требуется особое обучение, которое осуществляется в условиях школ для детей с речевыми нарушениями. Хотя в специальной школе воспитывают и обучают детей, им, так или иначе, большое отставание в развитии речи нешуточно ограничивает в общении и препятствует в овладении основами наук.

[i]Дети с легко выраженным недоразвитием речи[/i] могут обучаться и в общеобразовательной школе, а вместе с тем заниматься еще на логопедическом пункте. Хотя это им дается не так легко.

Многие дети с алалией приобретают начальную стадию помощи у логопедов в детских поликлиниках или психоневрологических диспансерах.

Цель логопедических занятий – покрытие пробелов в речевом развитии детей, улучшение коммуникативной и обобщающей функций речи детей. Работа строится индивидуально для всех в зависимости от речевых и личностных особенностей малыша. Наиболее подходящим возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка зарождается стремление к знаниям, необходимые для работы заинтересованность, активность, осознанность, критичность.

Работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в ходе формирования культурно-гигиенических навыков, когда старшие имеют возможность много раз называть всяческие действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которые он при этом употребляет.

Для приобретения определенного запаса слов, простых по произношению и очень часто используемых (названия одежды, игрушек, тарелку или кружку, какие-либо фрукты или овощи), нужно уделять ему больше внимания при рассматривании рисунков, а также на улице, всякий раз именуя сталкивающиеся предметы. Ни в коем случае не требуйте от ребенка повторять какое-либо слово за вами, если ваше чадо в данный момент отказывается его воспроизвести. Просто-напросто запоминайте это слово, и в будущем необходимо давать его много раз в различных вариантах. А там глядишь – и ребенок сам начнет повторять данное слово. Старайтесь поощрять его каждый раз за проявление его речевой активности.

Когда ребенок овладеет кое-каким количеством слов (примерно 20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, вы должны сопровождать его речью (например, уложив куклу, вы скажите: "Ляля спит" и т.д.), того же постепенно начинайте требовать и от сынули или дочери. Сначала детям дают предложения из двух слов - существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, потихоньку у малыша увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Прислушайтесь к некоторым нашим советам:
- не требуйте от ребенка повторять то, что сейчас ему трудно, поскольку это может привести к полному отказу от речи. Побуждать детей к разговору можно, но принуждать – нельзя;
- надобно знать речевые возможности ребенка на каждом конкретной стадии его развития;
- нельзя перегружать ребенка речевым материалом, в противном случае у него возникает заикание. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.
- работа по развитию речи проводится в узком контакте родителей с лечащим ребенка логопедом или психоневрологом. Это помогает им при выборе правильного подхода к чаду.

[i]Моторная алалия[/i]

Алалия

Алалия, при которой у ребенка прежде всего не развивается устная речь, а понимание ее относительно не нарушено, носит название моторная алалия. После того как ребенок в некоторой степени овладел способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, необходимо перешифровать эти звучания в артикуляуионные движения. Только в таком случае ребенок может заговорить сам.
При моторной алалии речь с аккустического языка не «переводится» на двигательный (артикуляционный). Органы
артикуляции (язык, голосовые связки, губы) могут двигаться, объем их движений бесконечен, но они не получают команд о том, как двигаться, что именно делать. В результате звуки произносятся искаженно, нередко всякий раз по-разному. Это, безусловно, отражается и на способности произносить слова. Помимо этого, ребенок не может найти точную последовательность слов во фразе, звуков в слове, ему тяжеловато переключится от одного слова к другому. В тяжелых случаях речь ребенка долгое время остается на уровне отдельных звуков, слов.

[i]Сенсорная алалия[/i]
Алалия, при которой в первую очередь нарушено понимание речи, и, как правило, не развивается способность говорить, носит название сенсорная алалия.
При нормальном развитии дети обучаются говорить, слушая речь других людей. Понимать язык малыш начинает чуть раньше, чем произносить первые слова. Как раз способность понимать чужую речь обеспечивает развитие речи ребенка. Бывает даже и такое, когда дети с хорошим физическим слухом с трудом воспринимают и понимают речь старших. Они не извлекают из речи взрослых того образца, который дает представление о том, что и как говорить. Что они не слышат - не используют в своей речи.

Проявления недостатков понимания речи различны. В более тяжелых случаях ребенок вовсе не понимает речь других людей. Он просто воспринимает ее как шум и даже не реагирует на собственное имя. Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается до конца недоступной.
В остальных случаях малыш понимает некоторые обиходные слова, но утрачивает их понимание на фоне развернутого высказывания.

Встречаются дети, которые с легкостью выполняют несложное задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации. Вообще, конкретная ситуация для детей с сенсорной алалией имеет большое значение. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Порой ребенок понимает только одного человека – мать или педагога, и не понимает, когда одно и то же говорят разные люди. Одним словом, речевой слуховой гнозис у детей с сенсорной алалией формируется медленно, дефектно или не формируется вовсе.

Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив