Развиваем кроху
«Как развивать новорожденного? Как с ним играть, ведь он еще ничего не умеет?» Такие вопросы задают себе многие родители. Ваш малыш несколько дней назад появился на свет, он еще так мал, ему еще так много предстоит узнать и многому предстоит научиться. А играть и развивать малыша с первых дней жизни не только можно, но и нужно. И здесь не столько важны приобретаемые умения, сколько общение взрослого и малыша. Самое важное для малыша - быть вместе с взрослым, чувствовать, что он любим, нужен.

Мозг малыша раз­вивается только благодаря взаимодействию с окружаю­щим миром. Только за счет определенных впечатлений мозг превращается в мыслительный и эмоциональный орган. Связи, образующиеся в мозгу, оказывают огромное влияние на развитие малыша. Если ребенок с самого рождения слышит вокруг себя речь, то весьма велика вероятность того, что он великолепно научится говорить. Ребенок, на чье лепетание взрослые отзываются улыб­кой, скорее всего, вырастет эмоционально отзывчивым. Если на первых порах жизни ребенка некая связь ис­пользуется постоянно, она становится устойчивой и не­изменной. И наоборот, связь, которая использовалась редко или не использовалась совсем, имеет очень мало шансов на сохранение. Например, ребенку, с которым в раннем детстве мало разговаривали или которому редко читали, весьма вероятно, будет трудно овладеть речевы­ми навыками. У того ребенка, с которым в детстве мало играли, могут возникнуть впоследствии определенные сложности с социальной адаптацией.

За последние десять лет ученые узнали о функциони­ровании человеческого мозга больше, чем за всю предыдущую историю науки. Их утверждение о том, что ран­ние впечатления в значительной мере формируют дет­ский мозг, коренным образом изменяет наше представ­ление о потребностях детей.

В результате недавно проведенных исследований мозга было сделано три ключевых открытия. Во-первых - спо­собность человека обучаться в различных условиях зависит от взаимодействия наследственности (генетически обусловленных способностей) и воспитания (заботы, по­ощрения, стимулирования и обучения). Во-вторых, чело­веческий мозг устроен таким образом, что в течение первых лет жизни он извлекает огромную пользу из любого опыта и правильного обучения. И в-третьих, поскольку возможности и риск наиболее велики именно в первые годы, процесс приобретения знаний занимает всю человеческую жизнь.

Самый лучший способ развития ребен­ка заключается в том, что вам необходимо давать ему именно то, в чем он нуждается: заботу, родительское внимание и ласку. Дети испытывают потребность в инте­ресной для исследования, безопасной обстановке и в людях, которые бы реагировали на их эмоциональные интеллектуальные потребности, в людях, которые бы им пели и читали, обнимали, разговаривали бы с ними, укачивали их, а не отделы вались ничего не значащими фразами. Все опи­санные игры призваны развивать возможности детского мозга. Они закладывают своего рода фунда­мент дальнейшего развития - отличное, надежное нача­ло для малышей. К тому же, они такие увлекательные!

Каждый, кто когда-либо находился рядом с ребенком, своими глазами убеждался в его необыкно­венных способностях.

Игры для новорожденных (0-3 месяца)
Даже младенцы одного дня от роду различают голоса своих родителей. Если вы на протяжении беременности будете слегка похлопывать себя по животу и разговаривать с вашим малышом, то он научится узнавать звук вашего голоса.

Когда младенец лежит на спине, подойдите к кроватке и позовите ребенка по имени.
Продолжайте называть имя до тех пор, пока малыш не начнет поворачивать на звук голову или глаза.
Обойдите кроватку с другой стороны и снова позовите ребенка.
Нежно массируйте тельце, глядя ребенку в глаза и называя его имя.

Игра с ветерком
- Эта игра помогает малышу осознавать наличие у него различных частей тела.
- Нежно подуйте на ладони вашего ребенка. Дуйте и при этом приговаривайте нараспев: « Вот твои ладоши».
- После этого поцелуйте ладошки.
- Подуйте на другие части тела. Большинство детей очень любят, когда им АУЮТ на локти, паль­цы рук и ног, шею и щеки.

Баю-баюшки-баю
- Возьмите ребенка на руки и качайте его вперед-назад.
- Во время качания приговаривайте: «Баю-баюшки-баю, я тебя люблю».
- При слове «тебя» целуйте какую-нибудь часть тельца - голову, носик или пальчики.
- Koгдa ребенок подрастет, он снова может по­просить вас так поиграть.
- Эта игра укрепляет связь между вами и вашим ребенком.

Успокаивающая музыка
- Поставьте рядом с кроваткой малыша маленький магнитофон.
- Подберите какую-нибудь мягкую инструменталь­ную музыку или колыбельные песни.
- Музыка с повторяющейся мелодией действует на малыша весьма успокаивающе, поскольку имен­но такие звуки он слышит, находясь в чреве матери.
- Запишите на кассету шум работающей посудо­моечной машины и ставьте ее АЛЯ вашего малы­ша. Эти звуки также напоминают звуки материн­ского чрева.

Невербальные игры
- То, как мы дотрагиваемся до детей, обращаемся с ними и заботимся о них, может оказать колос­сальное влияние на их поведение, когда они вырастут. Эта игра поможет вашему ребенку почувствовать свою защищенность и безопасность.
- Напевайте эти простые слова, качая и целуя малыша:

Прижимаю и целую, я тебя люблю. Я люблю тебя, люблю.
Прижимаю и целую, я тебя люблю. Ты мой малыш, только мой.


- Можете также напевать эти слова во время пе­ленания ребенка и целовать его носик, пальчики на ручках или ножках.

Привет
- Ребенок испытывает большое удовольствие, ко­гда видит ваше лицо.
- Близко наклонитесь к малышу и пропойте ему такую песенку:

Привет, привет, я так тебя люблю
Привет, привет, потрогать тебя могу
Привет, привет, потрогать маленький носик
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик.


- Повторяйте стишок, изменяя при этом последние две строчки, называя разные части лица: глаза, уши, веки или губы.

Куда он прячется?
- Держите перед ребенком яркий разноцветный шарф. Медленно водите им из стороны в сторону и рассказывайте, какой он красивый и яркий.
- Как только вы будете уверены в том, что малыш смотрит на шарф, медленно уведите шарф в сторону.
- Продолжайте водить его из стороны в сторону, заставляя малыша следить за ним глазами.

Внимание! Как и в любой игре, внимательно следите за признаками усталости вашего малыша и его желания отдохнуть или поиграть во что-нибудь другое.

Вот мой палец
Эта игра укрепляет детские ручки и пальчики. Держите ребенка на коленях.

- Вложите указательный палец в детскую ладошку. Скорее всего, ребенок тотчас же за него ухва­тится: это естественная реакция всех новорож­денных, рефлекс.
- Каждый раз, когда младенцу удается схватить ваш палец, хвалите его примерно такими слова­ми: «Вот это моя чудесная девочка!» или «Какой ты у меня сильный!».
- Кроме того, эта игра позволяет развивать умение следить за объектами.

Посмотри, что я делаю
- Маленькие дети очень любят смотреть на лица, особенно на лица людей, которых они любят.
- Пробуйте менять выражение лица и издавать разнообразные звуки.
- Вот несколько идей, которыми вы можете вос­пользоваться:
пойте песни, широко раскрывая рот;
моргайте глазами;
высовывайте язык;
делайте различные движения ртом;
издавайте губами различные звуки;
кашляйте или зевайте.

Игра с погремушками
- Поднесите погремушку к ребенку и тихонько ее потрясите.
- Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, «Жили у бабуси...»).
- Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.
- Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни. Вложите погремушку ребенку в руки и снова спойте. Маленькие дети обожают петь и позже, когда подрастут, они будут пытаться имитировать звуки, которые слышали ранее.

Игра со шляпами
Ваше лицо - это первое, что узнает ваш ребенок. Попробуйте сыграть с вашим малышом в игру со шляпами. Он будет узнавать ваше лицо, раз­вивая таким образом зрение.

- Подберите побольше шляпок и, надевая их одну за другой, приговаривайте следующие слова:

Шляпки, шляпки, шляпки, шляпки. (Медленно наклоняйте голову назад и вперед.)

у мамочки (папочки) ... (имя) есть шляпка.
…(тот же человек) нравится ... (имя ребенка),
Koгдa у ... (имя ребенка) на голове шляпка.

- Если у вас не наберется – такого количества шля­пок, повяжите на голову шарф или ленточку.

Сенсорное восприятие
- Старайтесь разнообразить ощущения вашего ре­бенка: это поможет ему в осознании самого себя и окружающего мира.
- Попробуйте тереть о ладошки малыша различ­ные ткани. Для начала отлично подойдут атлас, шерсть и махровая ткань.
- Дайте своему ребенку возможность почувство­вать разнообразные запахи. Выходите на улицу и нюхайте цветы. Понюхайте спелый апельсин.

Велосипед
- Положите малыша на спинку и двигайте его нож­ки, как будто он едет на велосипеде.
- Напевайте при этом какую-нибудь веселую пе­сенку: «Мы едем, едем, едем в далекие края...».
- Попробуйте сами придумать несложный стишок или спеть на мотив «Мы едем...»:

Крути, крути педальки
Быстрей, быстрей, быстрей.
Чудесная прогулка,
Нам вместе веселей.


Внимание! Не прилагайте усилий, если чувствуете, что малыш сопротивляется не начинайте упражнение.

Давай согнем ножки
- Положите малыша на спинку и осторожно выпря­мите его ножки.
- Когда ножки полностью выпрямлены, слегка по­хлопайте малыша по ступням.
- Он тут же подожмет пальчики и согнет ножки.
- Во время игры напевайте стишок на какой-нибудь веселый мотив:

Мы играли, мы играли,
Наши ноженьки сгибали.
Раз согнули, два согнули.
Молодцы!


- Заканчивайте стишок любым одобрительным вос­клицанием. Малыш привыкнет к нему, будет его ждать, и это делает игру увлекательней


Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив