Особенности развития недоношенных детей
При современном уровне знаний невозможно точно провести грань между последствиями «чистой» недоношенности и наслоившимися на нее патологическими состояниями.

Совершенно очевидно, что частота психоневрологических расстройств во многом обусловлена насыщенностью вредных воздействий в анте- и интернатальном периодах и их пагубным влиянием на незрелый мозг плода и ребенка. Однако по мере роста и развития детей осуществляется значительная коррекция врожденных дефектов и мозговых повреждений.

Наиболее замедленное развитие наблюдается у глубоко недоношенных детей, родившихся с весом до 1-1,5 кг. У таких малышей в течение первых трех месяцев жизни отмечаются повышенная сонливость, эмоциональная бедность (слабый редкий плач), отсутствие периодов активного бодрствования, пониженная пищевая активность (вяло сосут из соски или груди матери, быстро устают).

Дети, родившиеся с весом более 2 кг, в большинстве случаев уже в конце первого или на втором месяце жизни активно бодрствуют после кормления, хорошо сосут грудь матери.

Большинство недоношенных детей в возрасте до 3-4 месяцев могут сосредоточивать слуховое и зрительное внимание, хорошо держать голову в положении на животе и на руках у взрослого; появляется первая улыбка в ответ на эмоциональное общение с окружающими.

В возрастном периоде от 3-4 до 6 месяцев у недоношенных детей происходит дальнейшее развитие деятельности анализаторов (ребенок по звуку отыскивает невидимый объект, рассматривает игрушки), возникают манипуляции с игрушками (сначала он их ощупывает, захватывает, затем берет руками), ребенок начинает упираться ногами.

В этот период малыш долго лежит на животе, на речь взрослого отвечает длительной улыбкой, проявляет радость от общения оживленными движениями рук, ног, радостными возгласами («комплекс оживления»).

Во втором полугодии (от 6 до 9 месяцев) у ребенка развиваются первичные речевые реакции (длительно гулит, произносит слоги). Он переворачивается со спины на живот и с живота на спину, возникают движения, подготовительные к ползанию. В этом возрасте недоношенные дети во время бодрствования много занимаются игрушками, рассматривают их, постукивают ими, берут их из разных положений и длительно удерживают в руках.
Дети хорошо могут есть с ложки и пить из чашки, которую держит взрослый.

В возрасте от 9-10 до 12 месяцев недоношенный ребенок хорошо ползает, умеет сам садиться и ложиться, встает к барьеру и переступает, придерживаясь за него, свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы. Дети понимают адресованную к ним речь взрослых (на вопрос «где?» находят несколько предметов, по просьбе взрослых делают «ладушки», дают ручку), много лепечут сами, начинают произносить первые слова.

На втором году жизни (от 1 до 1,5 года) дети овладевают самостоятельной ходьбой, говорят 10-15 слов, понимают речь взрослого. Ребенок этого возраста длительно играет, проделывая некоторые действия с предметами (качает куклу, надевает кольца на стержень, накладывает кирпичики).

В возрасте 1 год 2 месяца — 1 год 4 месяца недоношенные дети (при отсутствии органических поражений центральной нервной системы и правильном воспитании) соответствуют в большинстве случаев по нервно-психическому развитию детям, родившимся в срок.

На протяжении первых полутора лет жизни большинство здоровых недоношенных детей имеют задержку формирования основных психомоторных реакций. Степень ее зависит от степени недоношенности. Дети, недоношенные на 2,5-3 месяца, начинают держать голову, улыбаться, стоять, сидеть также в сред¬нем на 2,5-3 месяца позднее, чем доношенные.

Наиболее тесно связаны степень недоношенности и показатели моторного развития. Если, например, доношенный ребенок начинает ходить без поддержки в 11-12 месяцев, то у ребенка, недоношенного на 1-2 месяца, этот навык появляется в 13-14 месяцев.

Аналогичная связь показателей сенсорного развития и развития речи со степенью недоношенности в основном проявляется до 6-9 месяцев, затем она теряется.

Уже в возрасте 1 год показатели развития речи зависят прежде всего от уровня воспитательных воздействий в семье и от образования родителей. В дальнейшем степень взаимодействия этой связи с воспитанием еще более усиливается. Установлено, что в семьях, где развитию речи уделяли особое внимание (под контролем врача), подавляющее число детей начинало произносить отдельные слова в те же сроки, что и доношенные дети (в возрасте 11-12 месяцев), независимо от степени недоношенности.

К 3 годам здоровые недоношенные дети, с которыми регулярно занимались в семье, практически по всем показателям нервно-психического развития не отличаются от доношенных. Отстают от сверстников преимущественно те дети, которые растут в неблагополучных семьях («неполная» семья, семья с низким культурным уровнем родителей). Следует отметить, что если недоношенный ребенок из «неблагополучной» семьи попадает в ясли, показатели нервно-психического развития (прежде всего речи) значительно улучшаются.

В возрасте 4-6 лет по уровню выполнения специальных экспериментально-психологических тестов здоровые недоношенные дети, посещающие детские дошкольные учреждения, практически не отличаются от доношенных сверстников.

Недоношенные дети длительное время отличаются более быстрой истощаемостью физиологических процессов, которая проявляется в повышенной утомляемости, что в дальнейшем сказывается на учебе в школе.
Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив