Подростки и «мобилки»

Эта тема уже давно обозначилась, как проблема. Мобильная связь проникла и пустила корни в самые, казалось бы, глухие и отсталые уголки нашей страны. И в числе самых восторженных почитателей триумфатора, конечно, наши дети и подростки. Они стремятся хотя бы заполучить эту чудесную вещь в руки и поиграть с ней, изучить ее фантастические возможности. У них загораются глаза при виде светящегося экрана, на котором начинают мелькать фигурки героев «игрушек». Они готовы часами перебирать музыкальные мелодии, которыми заряжена машинка, они со знанием дела употребляют словечко «полифония», которое едва начинает проникать в сознание их родителей.

И, наконец, они разражаются мольбами: «купи мне телефон!». А до этого уже был велосипед, ролики, компьютер. Родители частенько приходят в состояние растерянности перед решением этой проблемы. Чаша весов в сторону приобретения новой вещички оттягивается резко к земле двумя аргументами:
- я буду всегда знать, что с моим ребенком (т.е., разумеется, не где он – ведь не скажет правду, а, хотя бы, что жив-здоров);
- мой будет не хуже других, которые уже давно щеголяют с мобилками.

И довольно часто покупают.

Попробуем рассмотреть эту проблему с точки зрения возможностей науки психологии, не претендуя на глобальный и единственно верный вариант рассмотрения.

Итак, для меня первым и существенным является фактор неизбежности этого «зла». Техническая революция скачет по планете гигантскими прыжками, хотя, может, это напоминает парад динозавров перед великим похолоданием на планете. Однако нынешняя реальность состоит в том, что в нашу жизнь вошли компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, куча всякой бытовой техники с программным управлением и в том числе мобильные телефоны. Уберечь детей от этой «заразы» невозможно. Для меня, как специалиста, важно рассмотреть плюсы и минусы такого заражения, а также – возможности формирования иммунитета.

плюсы:
- развитие всяческих параметров мышления ребенка, которое он активно запускает при изучении возможностей новой игрушки; я сама наблюдала, как сосредоточенно и систематически подростки занимаются исследованием меню;
- удовлетворение исследовательского интереса, заложенного в каждом нормальном ребенке, интереса ко всему новому; скажем так – вместо того, чтобы изучать соседнюю стройку с риском для своего здоровья или принимать во дворе дозу чего-то новенького, он уткнулся в машинку, ушел, соответственно от небезопасной реальности в виртутальный мирок, полный захватывающих приключений;
- удовлетворение потребности в специфическом аудиальном (слуховом) общении; нам известно, что задолго до эры мобильной связи чемпионами по висению на проводе наряду с одинокими пенсионерами всегда были люди от 12-18 (очень приблизительно) лет – это, судя по всему, их возрастная потребность – слухо-речевое, вербальное общение, стремление к овладению второй сигнальной системой в противовес к главенствующей перед этим первой (все это сверхподвижное, в высшей степени телесное бытие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста);
- невольное овладение азами грамотности с помощью написания «эсмэсок» - многих приходится заставлять писать из-под палки, совсем другое дело – личное сообщение;
- возможно формирование элементов самоуправления и самоорганизации с помощью ведения адресной книги телефона;
- в некоторых ситуациях действительно сеанс связи со своим ребенком успокаивает ненадолго тревожных мам – она может уловить, что он все еще жив и даже трезв, и находится в пределах досягаемости;
- возможность «достать» его своими назиданиями и поручениями, что можно рассмотреть как своеобразную плату за возможность владения телефоном;

«минусы»:
- плохо контролируемые расходы на мобильные связи подростков, которые иногда достигают таких размеров, что у родителей начинается истерика и появляется немедленное желание приступить к штрафным санкциям;
- поглощенность новой игрушкой отвлекает от: А) приготовления уроков, Б) выполнения домашних обязанностей, В) чтения полезных книг и т.д.;
- огорчения в связи с потерей или кражей телефона – а такого рода события происходят чрезвычайно часто, практически регулярно;
- появляются проблемы взаимоотношений с учителями, которых раздражает и отвлекает от проведения уроков позывные мобильной связи учеников;
- появление искушения у подростков обмануть своих бдительных родителей в отношении места своего нахождения, например, «я у Насти»; мама звонит Насти, а той вообще нет в городе – происходит семейный скандал с последствиями в виде лишения финансирования мобильной связи;
- возникают проблемы неравенства и дискриминации детей по признаку наличия, качества и стоимости телефона; телефон как бы призван решать вопрос формирования положительной самооценки вместо самого человека.

Что больше всего напрягает меня как родителя и психолога в ситуации владения подростком телефона, так это безответственность в отношении расходов на его содержание и таки существенный уход в мир виртуальных развлечений и отношений. Можно ли это зло как-то контролировать и ограничить? Если вам все же необходимо поддерживать с ребенком мобильную связь. Во-первых, мобильный телефон не должен принадлежать ребенку, не имеющему опыт владения и расходования денег. Т.е. раньше 12 лет (возраст вступления в зрелость) владение телефоном скорее всего осложнится большими убытками. А дальше – все очень индивидуально. Лучше, конечно, вместе с ребенком проводить анализ расходов на его мобильную связь и планировать дальнейшие расходы. Еще лучше, если у подростка есть возможность подработки и самостоятельной оплаты своего телефона. Как понятно, эта возможность редкая и малореальная.

Подростки и «мобилки»


Что делать, ели ребенок «зациклился» на телефоне или компьютере? Во-первых, что это значит? Обычно это значит, что в первый период он удовлетворяет нормальную потребность в расширении границ известного ему мира, исследовательский инстинкт. Если же это переходит в стойкий и преобладающий интерес, подумайте, все ли в порядке в его эмоциональной жизни, не спрятался ли он в виртуальный мир от слишком неприятных проблем отношений в реальном мире, от скуки обыденности. Иммунитет к уходу в виртуальный мир может создать только интересно насыщенная реальная жизнь – общение с интересными людьми, обнаружение области настоящих интересов ребенка в спорте, другого рода физической активности, творчестве, дружбе. Задача взрослых – создать ребенку условия для такой интересной и привлекающей его жизни – поводить по секциям, найти ту, где ребенок сам «застрянет» с удовольствием, выводить на природу, в шум листвы и запахи земли. А главное, самим быть интересными, чем-то увлеченными людьми. Это заражает, вызывает в детях желание жить такой же интересной жизнью.

Как быть, если финансовое положение семьи лишает ребенка возможности владеть этой вещью? А он чувствует себя не в своей тарелке, в нем развивается комплекс неполноценности? Во все времена было социальное неравенство и различные материальные возможности. И во все времена было представление о чувстве собственного достоинства, самоуважения независимо от уровня материального достатка. Еще Петр I наделял дворянским званием людей не знатных и богатых, а выдающихся своими способностями и деяниями, полезными для Отечества. Он создал новую табель о рангах. Надо уметь воспитать в ребенке это чувство достоинства, внутреннего комфорта от того, что ты умеешь делать что-то важное и интересное. За это люди всегда уважали и будут уважать, и это не купишь не за какие деньги. И ни за какие телефоны.

А так – хорошая вещь – мобильный телефон, нужная и полезная, если грамотно пользоваться.


Комментарии 0
Прокомментировать
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив